Здравоохранение,
24 июня 1996 г.
О ходе реализации закона Российской Федерации
769 просмотров
Здравоохранение как отрасль народного хозяйства является хотя и автономной, но все же изначально зависимой от других отраслей.
В настоящее время ключевой проблемой, пронизывающей все содержание реформы здравоохранения, является медицинское страхование. Важнейшими организационными структурами, на которые возложены выполнение Закона Российской Федерации от 28.06.91 № 1499-1 (ред. от 01.07.94) «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», являются органы управления здравоохранения и фонды обязательного медицинского страхования. В сложных условиях перехода экономики страны на рыночные отношения введение обязательного медицинского страхования позволило сохранить систему здравоохранения, ее кадровый потенциал и ресурсное обеспечение отрасли.
По причине различных экономических условий территорий реализация Закона велась поэтапно, по различным территориальным моделям организации обязательного медицинского страхования. Кроме того, система обязательного медицинского страхования внедряется всего три года, что для реформ такого масштаба крайне малый срок: в других странах подобные реформы занимали 5-10 лет. Свою отрицательную роль сыграло и нежелание органов законодательной и исполнительной власти в некоторых субъектах Российской Федерации начинать реформы: длительно не создавались территориальные фонды обязательного медицинского страхования, не утверждались территориальные программы ОМС, не выдавались страховые медицинские полисы.
Анализ данных Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации позволяют сделать вывод о том, что в настоящее время в основном сформирована система обязательного медицинского страхования, способная обеспечить в полном объеме реализацию Закона.
Министерство здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации, органы управления здравоохранением проделали большую работу по подготовке медицинских учреждений к деятельности в новых экономических условиях, связанных с введением системы обязательного медицинского страхования, а именно: 1) ресурсное обеспечение системы охраны здоровья граждан, для чего были произведены закупки медицинского оборудования (в том числе и дорогостоящего) и санитарного транспорта, организация и оснащение перинатальных центров за счет средств обязательного медицинского страхования, собранных в 1993 г. За три года на развитие материально-технической базы здравоохранения направлено более 1 трлн рублей; 2) оптимизация инфраструктуры сети медицинских учреждений: перепрофилирование ЛПУ, создание больниц сестринского ухода, хосписов, открытие отделений медико-социальной помощи, развитие сети стационаров дневного пребывания и т.п.; 3) формирование экономических механизмов управления отраслью. Для этого разработаны типовые договоры между сторонами системы обязательного медицинского страхования, положения о порядке финансового взаимодействия в системе ОМС, порядок расчетов между территориальными фондами обязательного медицинского страхования и т.д.; 4) лицензирование и аккредитация медицинских учреждений; 5) создание медико-экономической статистики, развитие медико-экономического анализа. Впервые подняты вопросы ценообразования в здравоохранении и государственного регулирования ценообразования на медицинские услуги.
С целью обеспечения населения Российской Федерации медицинской помощью гарантированного объема и качества в 1993 г. в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.01.92 № 41 разработан Перечень видов медицинской помощи, профилактических, лечебно-диагностических мероприятий, входящих в Базовую программу обязательного медицинского страхования различных контингентов населения России, в который включена медицинская помощь по 29 основным медицинским специальностям.
На основании Базовой программы территориальными органами управления здравоохранением при участии территориальных фондов ОМС разработаны территориальные программы ОМС. Определены социально значимые виды медицинской помощи, финансируемые из бюджетов всех уровней, перечень дорогостоящих видов медицинской помощи, финансируемых из Федерального бюджета Российской Федерации, и условия оказания платных медицинских услуг. В большинстве территорий субъектов Российской Федерации территориальными органами управления здравоохранением разработаны стандарты медицинской помощи и медицинских услуг. Введение финансирования ЛПУ за объемы и качество оказанной медицинской помощи позволило здравоохранению перейти от затратного механизма финансирования медицинских учреждений по смете расходов к рациональному и более эффективному способу финансирования — по труду.
Несмотря на сложность экономической ситуации в период перехода экономики страны к рыночным отношениям органам управления здравоохранения удалось, хотя и с серьезными трудностями, сохранить как доступность и объемы практически по всем видам медицинской помощи, так и кадровый потенциал, не снижая ресурсного обеспечения отрасли при одновременном сокращении коечного фонда.
Для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования созданы Федеральный и 88 территориальных фондов обязательного медицинского страхования (отсутствует территориальный фонд в Нижегородской области); в системе функционируют более 500 страховых медицинских организаций; к настоящему времени в системе обязательного медицинского страхования работают свыше 7,5 тыс медицинских учреждений, в том числе и ведомственные. По договорам обязательного медицинского страхования застраховано 100,8 млн человек, из которых свыше 80 млн получили страховые медицинские полисы. Сложности с выдачей страховых медицинских полисов обязательного страхования граждан связаны в основном с поэтапностью введения системы ОМС и с трудоемкостью проводимой работы.
За неполных три года существования системы обязательного медицинского страхования здравоохранение дополнительно получило 17 трлн рублей из внебюджетного целевого источника, которым является система ОМС. В начале становления системы за счет средств обязательного медицинского страхования была выполнена крупная целевая программа по переоснащению отрасли. На выполнение федеральных целевых программ в 1993-1995 гг. за счет средств Федерального фонда ОМС направлено 0,5 трлн рублей. Несмотря на то, что средства обязательного медицинского страхования составляют в среднем 30-35% общих расходов на здравоохранение, эти финансовые средства привлекались на медицинское и лекарственное обеспечение инвалидов и участников Великой Отечественной войны, на детскую летнюю оздоровительную кампанию, на индексацию заработной платы медицинским работникам.
Для успешного выполнения федеральных и региональных целевых программ в области охраны здоровья граждан Министерство здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации объединило усилия с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования, Государственным комитетом санитарно-эпидемиологического надзора, общественными медицинскими организациями.
Введение системы обязательного медицинского страхования в период становления рыночных отношений позволило обеспечить:
Гражданам: - получение доступной, бесплатной, качественной медицинской помощи в медицинских учреждениях любой формы собственности и ведомственной принадлежности; - обеспечение правовой и социальной защищенности пациентов при получении медицинской помощи со стороны независимых от ведомственных структур страховых медицинских организаций; - разрешение спорных вопросов и конфликтных ситуаций между пациентом и медицинским учреждением; - выбор врача и медицинского учреждения;
Медицинским работникам: - гарантии в оплате труда, так как выплаты на ОМС являются не обезличенным налогом, а целевым взносом и регулярно (дважды в месяц) поступают в медицинские учреждения; - экономическое стимулирование при оказании медицинской помощи надлежащего объема и качества; - необходимость и экономическую заинтересованность в освоении новых медицинских технологий, в повышении уровня квалификации;
Государству: - выполнение конституционных гарантий перед населением в части защиты прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь; - создание инструмента обеспечения эффективного и рационального целевого использования имеющихся финансовых ресурсов отрасли.
В связи с введением системы ОМС можно выделить следующие изменения: - сеть ЛПУ приводится в соответствие с потребностью населения, происходит постепенное наращивание дневных стационаров, больниц сестринского ухода и хосписов; - несмотря на сокращение числа стационаров и снижение числа коек на 135 тыс (6,8%), объем медицинской помощи населению не уменьшился; - одновременно открыто 45 больниц сестринского ухода и хосписов, 17 самостоятельных центров планирования семьи, перинатальные центры, центры реабилитации; - созданы кафедры экономики, управления здравоохранением и медицинского страхования при 48 факультетах усовершенствования врачей медицинских вузов и институтов последипломного обучения врачей; - разработаны программы подготовки специалистов для системы обязательного медицинского страхования.
Однако наряду со значительным прогрессом в реформировании экономики отрасли у нас имеются определенные проблемы, требующие своего решения:
1. Переход к обязательному медицинскому страхованию был начат в период перестройки экономики. В связи с этим резко снизилось финансовое и ресурсное обеспечение отрасли за счет средств бюджета, а спад в производственной сфере не позволил получить необходимые средства по медицинскому страхованию работающего населения. Таким образом, увеличение финансирования здравоохранения было осуществлено не в полной мере.
2. Из-за ограниченности времени и сложности вопроса не была своевременно разработана нормативная база для обеспечения цивилизованного перехода к обязательному медицинскому страхованию. Это привело к тому, что не только в каждом субъекте Российской Федерации, но и в каждом городе или районе разрабатывалась своя модель перехода к ОМС.
3. Не была обеспечена должная информационная поддержка этой серьезной реорганизации системы медицинской помощи. Для общественности, в том числе медицинской, во многом остаются непонятными цели и пути перехода к обязательному медицинскому страхованию.
4. Требует пересмотра порядок платежей по обязательному медицинскому страхованию. Мы полагаем, что в данный период необходимо принять модель медицинского страхования работающего населения и не настаивать на перечислении в территориальные фонды ОМС средств бюджета за неработающее население.
Дефицит финансовых средств в здравоохранении связан не только с низким тарифом страхового взноса, отсутствием платежей на ОМС неработающего населения, невыполнением бюджета здравоохранения, но и быстрым ростом стоимости коммунальных услуг, которые составляют 30-35% от стоимости медицинской услуги, неуправляемостью цен на лекарственные препараты, резким увеличением расходов на питание больных в стационарах.
Вопрос о роли и месте страховых медицинских организаций также требует дальнейшего анализа. Страховые медицинские организации пока не могут обеспечить всеобщность обязательного медицинского страхования; защита прав застрахованных ведется явно неактивно, схема использования средств обязательного медицинского страхования требует упорядочения. Эти задачи могут быть решены либо участием в страховой деятельности только государственных страховых медицинских организаций, либо созданием крупных страховых медицинских организаций различной формы собственности.
В связи с вышеизложенным Министерство здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации считает необходимым следующее:
1. Исполнение Закона «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации должно быть безусловным.
2. В первом полугодии текущего года следует утвердить в установленном порядке программу гарантированной бесплатной медицинской помощи населению, в том числе и Базовую программу обязательного медицинского страхования, а также Федеральные стандарты медицинской помощи.
3. В связи с обеспеченностью финансовыми средствами территориальных программ ОМС, составляющей в среднем по России 40%, а в некоторых территориях — 10-20%, целесообразно рассмотреть вопрос об увеличении тарифа страхового взноса на ОМС.
4. Разработать совместно с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования, фармацевтическим предприятиями и организациями механизм лекарственного обеспечения учреждений здравоохранения и населения Российской Федерации с целью осуществления государственного регулирования цен на медикаменты и изделия медицинского назначения, с учетом доступности лекарственной помощи для населения и защиты отечественных товаропроизводителей.
5. Утвердить: - программу поэтапной реализации Закона Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» с определением порядка, условий, сроков, критериев готовности перехода субъектов РФ на обязательное медицинское страхование; - нормативно-методические документы по переходу и оценке результатов работу органов и учреждений здравоохранения в системе ОМС, по разграничению полномочий, функций и ответственности субъектов медицинского страхования; - систему подготовки медицинских кадров к работе в условиях медицинского страхования; - рекомендации по формированию дифференцированной заработной платы работников здравоохранения в зависимости от объемов и качества труда.
В заключение хотелось бы подчеркнуть, что основными целями дальнейшего реформирования здравоохранения через развитие и совершенствование медицинского страхования являются: - не допустить снижения числа видов медицинской и лекарственной помощи населению; - сохранить накопленный потенциал здравоохранения и медицинской науки; - сосредоточить ограниченные финансовые и прочие ресурсы на развитии наиболее важных направлений здравоохранения в соответствии с научнообоснованными приоритетами; - создать условия для проведения структурно-функциональных преобразований медицинской науки, определив прогнозирование последствий реформ здравоохранения на основе критериев сохранения общественных интересов.
ЦАРЕГОРОДЦЕВ А.Д., Министр здравоохранения и медицинской промышленности РФ
Вся пресса за 24 июня 1996 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Реформа ОМС, Страховое право, Обязательное медицинское страхование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
10 января 2025 г.
|
|
Российская газета, 10 января 2025 г.
Федеральный закон от 28 декабря 2024 г. № 555-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства»
|
|
Интерфакс, 10 января 2025 г.
В Думе предложили обязать страховщиков заранее сообщать о завершении договора ОСАГО
|
|
Башинформ, Уфа, 10 января 2025 г.
АПК Башкирии получил 240 млн рублей на поддержку агрострахования
|
|
zakon.kz, 10 января 2025 г.
Страховой рынок Казахстана улучшает показатели
|
|
Бел.Ru, Белгород, 10 января 2025 г.
Как белгородский бизнес, пострадавший при обстрелах, «борется» со страховщиками?
|
|
Финмаркет, 10 января 2025 г.
В январе-сентябре сборы страховщиков РФ по договорам ОСГОП увеличились на 22,6%
|
|
Финмаркет, 10 января 2025 г.
СК «Согласие» учредила НПФ с капиталом 150 млн руб.
|
|
Казахстанский портал о страховании, 10 января 2025 г.
Лесные пожары в Лос-Анджелесе могут причинить экономический ущерб в более чем $52 млрд
|
|
Континент Сибирь, Новосибирск, 10 января 2025 г.
По мотивам прошлогодних аварий: в Новосибирске суд решил взыскать страховое возмещение в пользу УК
|
|
Казахстанский портал о страховании, 10 января 2025 г.
Сумма страховых убытков от природных катастроф в 2024 году оценивается в $140 млрд
|
|
Финмаркет, 10 января 2025 г.
ФАС определила параметры оценки размера финорганизаций для предварительного согласования сделок
|
|
Парламентская газета, 10 января 2025 г.
Депутат Нилов: Автомобилистов надо не штрафовать, а предупреждать
|
|
Frank Media, 10 января 2025 г.
СК «Согласие» учредила НПФ с капиталом 150 млн рублей
|
|
За рулем, 10 января 2025 г.
Автовладельцев заблаговременно проинформируют об окончании срока действия полиса
|
|
МК в Запорожье, 10 января 2025 г.
Жители Запорожья оформили свыше 9 тысяч договоров ОСАГО за зимние каникулы
|
|
Ура.Ru, Екатеринбург, 10 января 2025 г.
Крупная страховая компания в США бросила своих клиентов на фоне пожаров в Калифронии
|
|
Рязанские новости, 10 января 2025 г.
ТФОМС требует от рязанской районной больницы более 3 млн рублей пеней
|
 Остальные материалы за 10 января 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|